Представьте, что вы входите в научный класс и видите… кисточки? Мольберты? Краски? Это покажется странным тем из нас, кому пришлось, сидя за партой, заучивать таблицу Менделеева и решать скучные, оторванные от реальности задачи из учебника. К счастью сегодняшних учеников, современный тренд в образовании – это переход от STEM к STEAM. Следуя ему, всё больше учителей находят возможности задействовать искусство во время занятий наукой.
Искусство уже на протяжении нескольких веков используется при изучении научных дисциплин в таких странах, как Италия и Китай. Учительница естественных наук Хезер Уоллес, прошедшая обучение в Китае, поделилась своим опытом:
«Я узнала, что креативность ведет к инновациям, а инновации ведут к успеху в науке. Искусство и наука могут казаться разными дисциплинами, но если посмотреть на них ближе, вы увидите, что они прекрасным образом переплетаются друг с другом».
Каким же образом учителя, преподающие науку, могут включить в ежедневные занятия искусство? Для этого требуются определённая подготовка и находчивость, но прилагая минимальные усилия, вы сможете помочь ученикам разобраться в научных задачах, если привьёте им умение мыслить креативно.
Хезер поделилась своими любимыми идеями креативных проектов STEAM, в которых задействованы наука и искусство.
Идеи проектов STEAM для начальной школы
Сходите с детьми погулять в парк, а потом предложите им воспроизвести увиденные деревья, используя кору и краски.
Покажите детям элементарную химическую реакцию на примере солёной акварели.
Предложите детям стать планировщиками и создать свой собственный город, а затем подготовить подробную карту, используя полученные на уроках знания.
Вырастите собственные кристаллы и проведите эксперимент с кристальной радугой.
Идеи STEAM проектов для средней школы
Сделайте магнитные картины и продемонстрируйте ученикам как работает напряжённость магнитного поля на практике.
Используйте пищевую соду и уксус, чтобы создать красочное пенящееся изображение. Обязательно успейте запечатлеть полученные шедевры до того, как они потеряют свою форму.
Используйте тауматропы, в которых изображения сменяются так быстро, что они сливаются в одно. С ними можно показать меняющиеся процессы: извержение вулкана, вылупление птенца из яйца, появление бабочки из кокона.
Это всего лишь несколько примеров того, как можно сделать науку интересной и доступной для детей. Умение объединить две дисциплины и найти как применить искусство в науке вырабатывается во время практики. Главное – начать, считает Хезер.