За буквой «М» в STEAM стоит математика – важный компонент, входящий во все остальные сферы обучения. Математика – это настоящий универсальный язык, используемый всеми людьми, без делений на культуру, религию и пол.
В школах с традиционным подходом к образованию математика и предметы, связанные с ней, вызывают две совершенно противоположные реакции у детей. Для одних математика – это просто, логично и интересно, для других – это головная боль от неспособности понять и тем более запомнить очередную формулу или получить правильный результат, несмотря на перепроверенные расчеты.
Учителя в свою очередь делят детей на тех, кому даётся математика, и тех, у кого к ней «нет способностей». Однако, надо учитывать, что дети, попавшие во вторую группу, почти всегда оказываются также «неспособными» к физике, химии, и даже биологии и географии. Без успеха в математике многие дисциплины оказываются просто недоступны для понимания.
Больше половины проблем, связанных с математикой, начинается, когда ученики пытаются перейти к более сложным понятиям, еще не овладев в необходимой мере основными. Пробелы, которые изначально были небольшими, быстро перерастают в непреодолимую пропасть. И ученик решает, что математика – это то, в чем он никогда не разберётся. Оценки учителей это подтверждают. Мотивации к изучению не остаётся, и ребёнок ищет другие пути получения нужного результата. В ход идут шпаргалки и списывание у соседа, даже не пытаясь понять ход его мысли.
Современные эксперты образования уверены: любой ученик может овладеть математическими навыками, если они подаются в правильной среде обучения. Более того, они считают, что это очень важные навыки, и детей необходимо мотивировать на их изучение. Может оказаться, что нелюбовь к математике исчезнет тогда, когда ребёнок разберётся в основах и добьётся стабильных успехов.
Самые эффективные стратегии по улучшению результатов обучения математике выявлены в методиках STEAM. Здесь математические проблемы даются в рамках междисциплинарного контекста. Задачи – это всегда что-то реальное, с чем ученик может провести параллель в своей жизни. Таким образом, дети вовлекаются в занятия и пытаются решить не примеры по формулам, а поставленные задачи, в которых математика – это просто один из необходимых аспектов. Как и в жизни.
Ученикам не даются готовые формулы, с которым надо работать. Их делят по парам или на группы и предлагают найти способ решения задачи. Учитель подбадривает их и «разрешает» ошибаться. Когда страх неудач уходит, дети оказываются способны на большее, чем просто зазубрить формулу и подставить вместо переменных числа. С использованием STEAM-подхода поверхностное понимание сменяется глубоким, у учеников развивается упорство в стремлении к цели – навык, который определенно поможет в профессиональной жизни.
Важным является и то, что у детей появляется возможность самостоятельно связать разные идеи, выработать свою стратегию. Именно это поможет им найти своё место в мире будущего.