Информационная грамотность – это навык, необходимый в 21-ом веке.
Это умение искать, находить и применять информацию из разных ресурсов во время изучения какого-либо вопроса и принятия решения.
До распространения интернета самой большой проблемой было найти информацию. Количество источников было ограничено, доступ ко многим из них можно было получить только в научных библиотеках. При этом нужная книга могла находиться в другом городе или вообще другой стране. Знания ценились и передавались от учителя к ученикам. При этом ответственность за достоверность знаний лежала на учителе. Проверить информацию было весьма сложно.
Сегодня информация доступна как никогда ранее. Пара щелчков мышки и перед вами страницы старого издания или только вышедшая научная статья. Даже если потребности в поиске информации нет, она все равно поступает человеку со всех стороны. Мы окружены информацией: интернет предлагает невероятное количество вебсайтов, блогов, баз данных, онлайн новостные агентства передают информацию быстрее газет и журналов.
В таком информационном обилии сложно не потеряться. Проблема 21-ого века – это избыток информационных ресурсов, перегрузка информацией. Именно поэтому в последние годы понятие информационной грамотности вошло в список навыков, необходимых для личного и профессионального успеха. Главная задача учителей при работе с информацией – это научить детей ориентироваться и не потеряться в ней.
Как проверять данные
Если вы спросите у ребёнка, как получить какую-то информацию, то скорее всего вы услышите «погуглить». Даже дошкольники думают, что знают, как получать желаемые данные.
Но далеко не вся информация правдива, далеко не всем источникам можно доверять. Информационная грамотность – это обучение детей сужать поиск и проверять источники.
Начните со знакомства с сайтами проверки данных. После этого обсудите информацию, полученную из разных источников, проанализируйте тип источника: почему и кем написана эта статья, какова точка зрения автора, является ли эта статья информативной или это статья-мнение.
Как представлять информацию
Следующий шаг работы с информацией – это её представление, передача. Ученики сами становятся источником информации и ответственность за достоверность лежит на них. Они могут выбрать в какой форме представить данные: видео, аудио или текст. Какую часть информации можно представить схемой? Где добавить визуальные или звуковые эффекты для привлечения внимания аудитории?
Как себя обезопасить
Важным аспектом информационной грамотности является защита информации. В 21-ом веке правила безопасности при работе с компьютером настолько же важны, как, например, правила дорожного движения. Дети должны знать, каким образом они могут использовать информацию, как им обезопасить себя.
Как определить фейк
Чтобы определить надежный ли источник, есть ряд визуальных подсказок, которые часто помогают. Например, всегда нужно обращать внимание на адрес страницы URL. Если в нём что-то смущает, то скорее всего речь идёт о мошенниках. Например, сайт cnn.com – это официальный новостной сайт компании CNN, в то время как сайт cnn-trending.com – это его клон, который использует логотип CNN, чтобы создать эффект настоящего канала. Другим популярным способом является использование двухбуквенного кода в конце адреса «.co» вместо «.com». Примером такого клона является сайт ABCnews.com.co, который выставляет себя за официальную страницу агентства ABC. Важно, чтобы дети знали о подобных уловках и не попадались на них.
Как правильно цитировать
Увидев что-то интересное в интернете, люди часто делятся этим на сайтах и в соцсетях. В то время, как делиться хорошей информацией, может быть полезно, необходимо, чтобы ученики понимали, что нельзя просто скопировать информацию из другого источника и представить как свою собственную. Обучение информационной грамотности должно включать в себя обсуждение того, как использовать ресурсы без плагиата. Объясните, где и в какой форме стоит указывать источники, которые были использованы.
Современное образование использует информацию со всех доступных ресурсов, поэтому так важно подготовить учеников, научить их ответственному подходу к информации из интернет-пространства. Объяснить, как проводить анализ найденной информации.
Информационная грамотность в эпоху технологического прогресса – это необходимый навык, с помощью которого люди могут не только использовать информацию правильно, но и стать источником качественной информации для других.