Готовые наборы такие как littleBits, Makey Makey, Squishy Circuits и Makeblock ставят целью мотивировать детей мыслить как изобретатели, но не мешают ли они развитию креативности и изобретательности из-за ограничений самого набора? Специалисты делятся свои мнением и наблюдениями об использовании пособий с детьми.
«Не бойтесь начать с использования готовых наборов»
«Такие наборы отлично подходят для начала работы в лаборатории, — считает Кэти Круммек, директор проекта изобретателей Университета SMU в штате Техас. Главное ограничение здесь: если пособия действительно хорошо проработаны, то продуктивный навык поиска решений может недостаточно развиваться. Кроме этого снижается возможность неудач – необходимая составляющая будней изобретателя.
«Не бойтесь начать с использования готовых наборов, которые увлекут детей. Однако, конечная цель творческих мастерских – это работа учеников с предметами и инструментами реального мира, а не с готовыми и простыми в использовании. Дети должны ставить себе задачи сами, а не решать те, что создали специально для них.
И тогда наборы, упрощенные в использовании, становятся не столь полезными. Наоборот, они мешают ученикам достичь глубины овладения навыками (например, когда ученики не видят то, что внутри механизма, они не понимают, как конкретно это работает) и процесс обучения становится не столь насыщенным».
«Наборы не будут обучать детей вместо вас»
Сильвия Мартинез, автор книги «Изобретай чтобы учиться», считает, что ответ зависит от самого набора. «Я считаю, что есть наборы, которые не ограничивают детей, они предлагают только основу для учителей и родителей. Учителю не слишком продвинутому в сфере технологий наличие заданного направления очень помогает. Здесь есть набор деталей для работы, что избавляет от необходимости искать и придумывать каждую из них отдельно.»
Но продвижение на следующую ступень творческих мастерских – более свободную и исследовательскую – тоже важно. При этом, даже используя готовые наборы, можно добавлять элемент «свободного» поиска. Например, спрятав инструкции и коробки (на которых часто изображается готовый проект), учитель может мотивировать детей к самостоятельному мышлению и поиску не только решения, но и задачи.
«Для учителя, только набирающего опыт работы с материалами в лаборатории, наборы очень полезны, но это только одна из ступеней. Наборы не будут обучать детей вместо вас.»
«Лучше иметь готовый набор»
Тэмми ДиБартоло, координатор по работе с молодежью творческой мастерской библиотеки Rapides Parish, где ученики средних и старших классов могут познакомиться с различными технологическими новинками, например, 3Д принтерами, очками виртуальной реальности и другими изобретениями, говорит:
«Мы пробовали разные варианты и пришли к выводу, что, если у учителя нет многолетнего опыта работы с учениками, используя технологии и науку, работа над проектами в творческой мастерской может быть действительно непростым занятием. По моему опыту лучше иметь готовый набор, потому что тогда понятно, что именно есть в наличии и чего можно ожидать в конце».
«Это способ упростить урок»
Ким Хоувелл курирует две творческие мастерские с разным подходом. Первая – это классическая мастерская, где дети выполняют практические проекты с настоящими материалами из реального мира, а вторая – это студия, созданная 4 года назад и использующая более продвинутые технологии. Здесь есть такие наборы как Circuit Cubes, Lego Robotics, и Makey Makey. Хоувелл считает, что мастерские дополняют друг друга: в то время, как первая продвигает креативность в чистом виде, вторая предлагает ученикам практический опыт с продвинутыми технологиями.
«Для учителей наборы – это способ упростить урок, легко получить доступ к необходимым деталям или предметам – особенно это важно, если у учителя нет большого опыта работы в STEAM. Наборы необходимы на начальной стадии и наши учителя любят работать с ними» – говорит Хоувелл.