Умные доски, сенсорные панели, роботы вместо учителей – то, что каких-то 30 лет назад было всего лишь предметом воображения писателей-фантастов, сегодня становится реальностью двадцать первого века – века информационных технологий и бескрайних возможностей. Роботы сегодня используются в школах с разными целями.
Связующее звено для детей, которые не могут посещать занятия
Тяжелые травмы и их последствия, сбои иммунной системы и различные другие серьезные заболевания не позволяют детям с такими проблемами посещать занятия вместе со сверстниками. Если раньше это значительно снижало шансы на доступ к нормальному образованию, то XXI век предложил решение проблемы за счет роботов-посредников, разработанных специально для этой цели.
Один из самых ярких примеров – робот VGo для дистанционного образования, разработанный в Америке. VGO или BatyBot, как зовут его в школе, посещает занятия вместо учеников, которые не могут находиться в классе. Робот даёт не только возможность присутствовать на занятиях, но и участвовать в них, а также гулять по коридорам школы и общаться с одноклассниками на переменах.
Впервые робот стал доступен в 2011 году и с тех пор он помог многим детям не чувствовать себя оторванными от мира.
Учителя для детей-аутистов
Для детей с аутизмом одной из проблем в школах является то, что их может запутать мимика и жесты учителей. Те сигналы, которые мы с легкостью считываем, вызывают затруднения и отвлекают их от процесса обучения. Поэтому роботы с ограниченным вариантом выражений «лица» становятся идеальными учителями.
Знаменитый робот Nao был разработан французской компанией Aldebaran Robotics. Проект запустили в 2004 году, а уже в 2008 роботы-учителя появились в школах, университетах и лабораториях. Робот Nao оснащен двумя видеокамерами и встроенной функцией распознания речи. Он помогает детям с аутизмом изучать различные дисциплины без необходимости прямого контакта с реальным учителем.
Nao похож на небольшого человечка, его рост всего 58 сантиметров, но он без проблем может вставать, садиться, ходить и даже танцевать. Встроенные сенсоры и алгоритмы дают возможность распознавать предметы и лица.
Похожие роботы появились и в других странах. В Японии корпорация Honda предложила андроидного робота Asimo, а в Англии в университете Хартфордшира разработали аналог под названием Kaspar.
Роботы с эффектом присутствия
Когда учителя не могут физически находиться в классе, на помощь приходят роботы с эффектом присутствия. Их камеры и сенсоры становятся глазами и ушами учителя. Популярным использование таких роботов является, например, в Южной Корее. В стране даже запустили программу, целью которой является обеспечить каждый детский сад роботами Robosem, разработанными компанией Yujin Robot. В частности, роботы с эффектом присутствия используются для изучения английского языка. При этом учитель может проживать где угодно, таким образом даже удаленные от больших городов школы получают доступ к качественному образованию.
Смогут ли роботы полностью заменить учителей – это пока открытый вопрос, мнения по которому расходятся. Часть экспертов считает, что роботов невозможно научить эмоциям и интуитивности, поэтому полноценными учителями они стать не смогут. Другая часть уверена, что это лишь вопрос времени. А как считаете вы?